Как подготовить ребёнка к школе
Школа - это совершенно новая жизнь для ребёнка, который раньше до этого не сталкивался с какой-либо формой регламентации своих игр.
Школа, даже если обучение в ней строить в игровой форме, тем не менее по сути своей уже некоторая регламентация, ограничения, обязательность дисциплины. Всё это требует очень сильной психической перестройки деятельности. Готовить детей к школе необходимо, чтобы значительно облегчить процесс приспособления и снять детские страхи перед школой.
Вклад родителей в развитие дисциплинированности у ребёнка- начать занятия раньше, дома или в детских учреждениях. Это могут быть задания на развитие мышления (разгадать ребус или пройти по лабиринту и т.п.). Они позволят одновременно и поработать и поиграть с ребёнком, но в то же время это уже не подвижная игра, а интеллектуальная, приучающая ребёнка к некоторой выдержке, дисциплине, вырабатывающая умение спокойно сидеть на месте, развитие, устойчивости к нагрузкам. Подобное умение будет вырабатываться легче, если материал в книге интересен, эмоционально увлекателен для ребёнка.
Готовность ребёнка к школе состоит из 3-х разделов:
Физиологическая готовность
-
физическое созревание организма;
-
устойчивость к нагрузкам;
-
гибкость в адаптации к новому месту.
Физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор при выборе конкретной школы определяется группой здоровья ребёнка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Для формирования здорового организма нужен режим, хорошее питание, прогулки, физическая активность ребёнка.
Педагогическая готовность
-
знания об окружающем мире;
-
умения и навыки.
Педагогическая или специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организационном обучении, либо в ДОУ, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения и письма, счёта, грамотной речи.
Отбор в элитные гимназии старших дошкольников строится на оценке развития навыков письменной речи, счёта, начальных математических знаний, устной речи, а также уровня общей осведомлённости ребёнка.
Знания об окружающем мире подразделяются на темы:
«Я и общество»
Дети должны знать:
-
название нашей страны и её столицы;
-
флаг, герб России;
-
название родного города/ села, свой адрес;
-
своё имя, фамилию, возраст.
На моём опыте, при поступлении в элитную гимназию один из вопросов был: «Сколько памятников Петру I в Санкт-Петербурге ты знаешь?» Это говорит о том, что знания о своём городе и истории тоже должны быть.
Дети должны иметь представление:
-
о всенародных праздниках;
-
о труде людей в городе и сельской местности;
-
о своей семье (уметь рассказать о ней).
«Предметный мир»
Дети должны уметь:
-
сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
-
называть материалы, из которых они изготовлены;
-
назвать из назначение;
-
понимать значение обобщающих слов.
В педагогическую готовность включаются и знания о природе:
«Неживая природа»
Дети должны:
-
иметь представление о сезонных изменениях в природе;
-
определять состояние погоды;
-
уметь вести календарь природы с помощью взрослого.
«Животный мир»
Дети должны иметь представление:
-
о домашних и диких животных;
-
о перелётных и зимующих птицах;
-
о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
«Растительный мир»
Дети должны иметь представление:
-
об условиях, необходимых для роста растений;
-
о лесных ягодах и грибах;
-
об овощах и фруктах
-
о деревьях, кустарниках и цветах.
По развитию речи ребёнок, поступающий в школу, должен:
-
правильно произносить все звуки родного языка;
-
различать и называть слова определённым звуком;
-
уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец);
-
делить слова на слоги;
-
составлять слова из слогов;
-
иметь представление о предложении;
-
уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
-
подбирать синонимы, антонимы;
-
использовать разные способы образования слов;
-
пересказывать знакомые сказки по картинке (серии картинок);
-
составить рассказ по картинке, по заданным словам.
По математике разберём умения по темам:
«Количество и счёт»
Дети должны знать:
-
состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);
-
состав чисел из двух меньших.
Дети должны уметь:
-
называть числа в прямом и обратном порядке ( в т.ч. от заданного числа до другого заданного числа);
-
соотносить цифру и число предметов;
-
правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
-
сравнивать числа в пределах 10;
-
устанавливать, какое число больше/ меньше другого;
-
уравнивать неравное число предметов двумя способами ( добавить/убрать).
«Величина»
Дети должны уметь:
-
сравнивать предметы разные по величине/ длине/ ширине/ высоте;
-
выражать словами, какой предмет больше/ меньше, длиннее/ короче, выше/ниже, шире/ уже;
-
сравнивать до 10 предметов различных по величине;
-
измерять длину предметов с помощью условной мерки.
«Геометрические фигуры»
Дети должны уметь:
-
различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную;
-
составлять из нескольких треугольников/ четырёхугольников фигуры большего размера;
-
делить круг/квадрат на 2 и 4 равные части;
-
уметь изменять от 1 до 3-х признаков геометрической фигуры (цвет, размер, величину).
«Ориентировка в пространстве»
Дети должны уметь:
-
выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;
-
уметь ориентироваться на листе бумаги.
«Время»
Дети должны:
-
различать и называть части суток, их последовательность;
-
понимать значения понятий: вчера, сегодня, завтра;
-
знать дни недели, их последовательность;
-
уметь называть месяцы года.
Психологическая готовность
Это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает в себя:
-
интеллектуальную;
-
личностную;
-
эмоционально-волевую.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность. Такими важнейшими процессами являются:
-
достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации
-
хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость
-
способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что является основой аналитического мышления
-
хорошо развитая произвольная память
-
достаточное развитие мелкой моторики руки
-
овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонетического слуха
-
начальное овладение символическими операциями
-
зрелость мотивационной системы ребёнка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.
Личностная готовность предполагает определённый уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением. Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия. Поддержание необходимой работоспособности вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Следует заметить, что слабость волевого управления поведением и сниженная произвольность мышления прямо зависит от степени зрелости лобных долей. Здесь можно порекомендовать родителям объяснять детям, что любое дело надо доводить до конца. Также необходимо тренироваться сосредоточенно выполнять до конца какое-либо задание.